«Демократия универсальна. Демократия — это право граждан избирать свою власть и выгонять, когда она не справилась. Демократия — это право граждан критиковать свою власть. Демократия — это право граждан на информацию и независимый суд. Демократия нужна нам, а не американцам. У нас своя традиция и своя история. Безусловно, российская государственность не должна никого копировать, но базовое право граждан влиять на жизнь в стране надо защищать.»
Борис Ефимович Немцов
* * *
В этой серии статей я собираюсь подробно рассказать о своём видении демократии и о том, почему именно в ней я вижу лучший государственный режим.
Ну а для начала ответим на интересный вопрос:
Что такое демократия?
Прежде чем рассказывать о преимуществах демократии и о том, почему именно этот политический режим является максимально оптимальным в 21-ом веке, следует обозначить что он вообще из себя представляет. Определение «власть народа», заложенное в корне слова, нам не поможет, ведь такая формулировка слишком размыта. К тому же, реальной власти народ не будет иметь даже при афинской модели «народовластия». Почему так? Начнём издалека…
Первым делом следует дать определение ключевому понятию, которое я буду использовать. В обществе, в котором присутствует институт государства, существует политическая власть. Реализация политической власти — дело сложное, требующее многолетнего обучения и опыта, огромного багажа знаний, а также некоторых специфических умений и черт характера, а потому управление государством или похожим образованием можно считать полноценной работой. Потому на протяжении всей истории существовала должность главы государства или догосударственными общественными структурами. Люди, назначенные на эту должность, называются политической элитой. При слове «элита» у Вас в голове не должен всплывать образ тайного манипулятора в дорогом костюме, управляющего всем из-за кулисами. Элита — это такой же смертный человек, имеющий политическую власть.
Природа политической власти противоречива. Сравним её с экономической властью. Экономическая власть в контексте данной статьи — это блага, благодаря которым человек может участвовать в экономике и контролировать механизм спроса и предложения на рынке, опоследовательно контролируя и сам рынок. Конечно же, малый объём денег или других благ не будет предоставлять значимый контроль над рынком, но если брать крупное сообщество потребителей, то именно они и будут сильно влиять на рынок, даже если каждый из них в отдельности будет обладать малыми ресурсами. Экономическая власть конкретного человека меняется динамически, и, кроме того, не является принудительной. Использовать эту власть можно только при согласии обоих сторон на сделку. Политическая же власть в руках одного человека обычно не меняется на протяжении времени и является принудительной. По сути политическая власть — это такая мера допустимого принуждения другого человека к каким либо действиям. Статичность и принудительный характер политической власти и создаёт основные противоречия институтов, связанных с государством, но об этом мы поговорим в другой раз. Сейчас мы должны уяснить некоторые вещи: политическая власть не может гибко реагировать на ситуацию в обществе, а также её очень легко использовать для её же расширения. Проясним оба пункта.
Экономическая власть динамична. В зависимости от ситуации на рынке блага, которые есть у человека, могут как обесцениться, так и вырасти в цене, из чего следует, что носитель экономической власти должен сам находиться в движении и подстраиваться под рынок и общество. Политическая же власть, как было сказано выше, статична. Носители политической власти, как показывает история, могли потерять её полностью, или же какую-то её долю, только при очень большом кризисе. На деле качество проводимых реформ и в целом способность правления не оказывали никакого влияния на её объём, в то же время предпринимательские способности и умение работать с рынком напрямую влияют на то, сколько благ в руках человека будет в итоге.
Политическая власть основана на принуждении. Она сама является главным игроком и арбитром в обществе, а потому не поддаётся ограничению. Единственный способ ограничить одного носителя власти — использовать другого носителя. Если же его не ограничивать, то мы получим диктатора, имеющего полную власть над обществом и при этом неспособного быстро и корректно реагировать на общественные изменения. Конечно, в реальной истории нет ни одного случая, когда вся власть консолидировалась в одних руках. Всегда была дружина, аристократия, прочее дворянство, влиятельные сословия и так далее (к слову именно благодаря эффективной сдержки власти монарха аристократией она являлась очень эффективной в своё время).
Эти два противоречия формируют важный вывод: институт государства сам по себе вреден. Здесь остаётся только два пути: либо стремиться уменьшить вред государства при помощи его же инструментов, либо построить безгосударственное общество. Второй вариант звучит очень хорошо, но сегодня мы остановимся на первом.
Так что же такое демократия? Это не власть народа, даже близко. Демократия — это разделённая на ветви с разными полномочиями власть, основанная на консенсусе популярных политических элит, содержащая в себе справедливую систему сдержек и противовесов. Рассмотрим каждый её элемент.
Во-первых: власть консенсуса. Система власти, которая предполагает консенсус множества людей, является наиболее эффективной. Решения, принимаемые коллективно, подвергаются критике и долгой обработке среди людей разного мышления. Как говорится, «одна голова хорошо, а две — лучше». Конечно, такие решения принимаются дольше, и в этом заключается один из объективных минусов демократии, но об этом мы поговорим позже. Так или иначе, власть консенсуса — лучший способ реализации власти. Ежели кто-то желает поспорить — милости прошу.
Во-вторых: популярность политических элит. Сама по себе демократия, даже афинская, не отрицает главенствующую роль элит в управлении обществом. Однако, принцип популярности элит является важнейшим признаком демократии. Он служит для простой цели: сменяемость власти и возможность для простого человека обладать рычагом давления на власть имущих чтобы подстегнуть их выполнять его интересы.
В-третьих: разделение властей. Тут все просто, разделённые ветви власти принуждают к консенсусу среди элит и не допускают консолидации власти в одних руках, предотвращая диктатуру.
В-четвёртых: система сдержек и противовесов. Каждая ветвь власти должна заведовать своим политическим полем и иметь там преимущество, но при этом не иметь власти больше, чем другая ветвь. Это, опять же, служит для принуждения к консенсусу и недопуску излишней концентрации власти.
Итак, с основой демократии мы разобрались. В следующий раз мы с вами разберём афинскую демократию, причины необходимости всеобщего избирательного права без всяких «интеллектуальных» цензов, а также минусы демократии, реальные и откровенно выдуманные. Спасибо за внимание.
Олег Лукин для Аналитического центра Альянса