ОЛЕГ ФИЛАТЧЕВ. ДНЕВНИК ПРАВОЗАЩИТНОЙ РАБОТЫ ЗА 10 ФЕВРАЛЯ

ОЛЕГ ФИЛАТЧЕВ. ДНЕВНИК ПРАВОЗАЩИТНОЙ РАБОТЫ ЗА 10 ФЕВРАЛЯ

Доброго времени суток, дорогие друзья!

Вчера, 10 февраля, принял участие в очередном процессе в Черемушкинском районном суде, одном из отложенных ранее, по задержаниям на протестах 2-го числа после вынесения приговора Алексею Навальному.

Мой подзащитный Кирилл Стриженко подготовил к заседанию свою правовую позицию, касающуюся участия в этот день в общегражданской акции. Публикую ее полностью и рекомендую задействовать в ходе самостоятельной подготовки к судебным заседаниям для подтверждения правовой основы своего участия в протестных мероприятиях, формально не имеющих т.н. «согласования».

* * *

Позиция (письменные объяснения) лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении

02.02.2021 г., примерно в 23.30 по пути на митинг с целью реализации своего права на свободу мирных собраний, около ресторана быстрого питания Макдональдс меня задержали сотрудники полиции, которые не представились, не высказывали никаких требований в моем отношении, не объяснили мне причину задержания, не разъяснили мои права. После этого меня доставили в отдел полиции, где удерживали в течение 8 часов. В отношении меня был составлен протокол о нарушении участником публичного мероприятия порядка его проведения. Описанные действия нарушили мои права, предусмотренные статьей 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Вину во вменяемом правонарушении я не признаю, считаю, что производство по данному дело подлежит прекращению по следующим основаниям.

Нарушение права на свободу и личную неприкосновенность

1. Задержание, доставление в отдел полиции, а также последующее лишение свободы не было необходимым. Сотрудники полиции лишили меня свободы, никак не обосновав, во-первых, почему протокол об административном правонарушении в отношении меня не мог быть составлен на месте без доставления в отдел полиции, во-вторых, какие имелись основания для моего административного задержания после составления протокола об административном правонарушении (например, сведения о том, что я имею намерение скрыться либо иным образом воспрепятствовать производству по делу об административном правонарушении). Таким образом, лишение свободы было произвольным и незаконным, нарушило мои права, гарантированные статьей 5 § 1 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
В протоколе о возбуждении дела об административном правонарушении содержатся серьезные фактические ошибки. Протокол не отражает реальных фактических обстоятельств произошедшего.
2. Я, Стриженко Кирилл Владимирович, в районе 22.30-22.40 приехал в центр через станцию метро Арбатская Филевской линии с целью посетить митинг в поддержку Алексея Навального. Следует отметить, что данное массовое мероприятие:
• Носило внезапный характер (первое сообщение «организаторов» митинга с призывами выходить на улицу опубликовано в интернете в 20:29);
• Не имело конкретной привязки к месту, массовое мероприятие постоянно меняло свое место положение;
3. Конечно, у меня была цель посетить митинг. Поскольку станция метро Арбатская находилась в серьезном отдалении от проведения массовых мероприятий, мне пришлось идти пешком к Пушкинской площади.
4. Изначально я не являлся участником митинга, я пытался пройти к местам массовых мероприятий:
• К тому моменту, когда я начал движение к Пушкинской площади было уже ориентировочно 23:00, т.е. это время, когда массовые мероприятия в районе м. Пушкинская уже как час закончились.
• Однако, в момент моего подхода к Макдональдсу на станции метро Пушкинская, уже на пешеходном переходе меня остановил неизвестный сотрудник 2 оперативного полка полиции и без объяснения причин сопроводил в полицейское транспортное средство.
5. В момент моего задержания (23:30) вокруг не было никакой толпы протестующих в размере 100 человек, были единичные граждане, которые свободно проходили мимо сотрудников полиции. Сотрудники полиции не требовали от проходящих покинуть место моего задержания, были лишь объявления о том, что проход на ул. Тверской в сторону Кремля закрыт и следует перейти на другую сторону площади. Я подчинился указанным требованиям, перешел площадь в сторону Макдональдса, где меня без объяснения причин задержали.

В материалах дела присутствует подлог доказательств

6. На с.18 материалов дела в качестве доказательства приводится три снимка экрана смартфона, на которых изображено приложение мессенджера Telegram с открытым в нем каналом с видеозаписями с мест проведения массовых мероприятий 2.02.2021, в частности, с Тверской улицы. Из этих материалов невозможно установить мое участие в данных мероприятиях. Более того, сообщения в указанном канале были сделаны в район 22:10-22:30, за час до моего задержания, что лишь подтверждает мои слова выше. Таким образом, в материалах дела присутствует подлог доказательств моей вины.

Нарушение права на свободу мирных собраний и объединений

7. Право на свободу собраний является основополагающим правом в демократическом обществе и, как и свобода выражения мнения, является одной из основ такого общества.
8. Хорошо сложившаяся прецедентная практика Европейского Суда по правам человека свидетельствует о том, что — даже в случае несанкционированных публичных мероприятий — вмешательство в реализацию права на свободу мирных собраний не может считаться необходимым только по той причине, что при реализации этого права не выполнены какие-либо формальные требования. Положения статьи 11 Конвенции требуют от властей проявления определенной терпимости к публичным мероприятиям, если их участники не прибегают к насилию.
9. Европейский Суд по правам человека в своей практике применения статьи 11 Конвенции последовательно руководствуется тем, что в демократическом обществе свобода собраний является фундаментальным правом и наряду со свободой мысли, совести и религии составляет основу такого общества, не подлежащую ограничительному толкованию.
10. Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» прямо предусматривает, что публичные мероприятия, проводимые гражданами, должны быть согласованы по установленной законом процедуре, которая предполагает необходимость подать уведомление не позднее чем за 10 дней до даты акции. Однако арест А. А. Навального и последующие — усиливающиеся с каждым днем — репрессивные действия государства по всей стране (задержания политических активистов и журналистов, обыски и аресты) привели к тому, что у меня и других граждан появилось спонтанное желание выразить протест против действий властей, когда уже не было возможности согласовать публичное мероприятие в установленный законом срок.
11. Сам по себе уведомительный порядок не является нарушением права на свободу собраний, однако он не может быть самоцелью — цель процедуры уведомления состоит в том, чтобы позволить властям принять разумные и целесообразные меры для обеспечения спокойного проведения собраний. Нельзя исключать ситуации, когда публичное мероприятие проводится в качестве срочного или спонтанного ответа на непредсказуемое событие, как и произошло в рассматриваемом деле, и в этом случае невозможно соблюдать обычные временные рамки для уведомления. Именно поэтому мирные стихийные собрания защищены статьей 11 Конвенции, являются существенным элементом свободы собраний и должны рассматриваться как ожидаемый признак здоровой демократии. Доставление в отдел полиции и административное задержание являлись актом ограничения права на мирное собрание, равно как и последующее обвинение и привлечение к административной ответственности.
12. Для оценки необходимости и пропорциональности вмешательства в права первым делом хочу обратить внимание суда на то, что нарушения прав, гарантированных положениями статьи 11 Конвенции, касаются исключительно мирного массового собрания, ход которого не нарушал общественный порядок.
13. Собрание действительно не было согласовано с публичными властями. Вместе с тем, государство заранее подготовилось к проведению акции протеста — на месте проводимого протестного собрании еще до его начала присутствовали сотни сотрудников полиции, оснащенные всем необходимым обмундированием для предотвращения каких-либо массовых беспорядков, а также было припарковано множество транспортных средств полиции и специально арендованных автобусов. Власти полностью контролировали ситуацию, и не было никакого очевидного риска ее ухудшения.
14. Таким образом, государство приняло более чем достаточные меры для обеспечения правопорядка, поэтому нет оснований считать, что отсутствие уведомления в принципе каким-либо образом помешало им осуществить все необходимые приготовления к собранию, в том числе принять меры предосторожности (§ 43 постановления Европейского Суда по правам человека от 23 октября 2008 г. по делу «Сергей Кузнецов против России»).
15. Полицейские потребовали прекратить мирное собрание, после чего разогнали его, доставив граждан в отделы полиции, по одной-единственной причине — в связи с тем, что публичное мероприятие не было согласовано с исполнительной властью, что было расценено как правонарушение.
16. Учитывая, что решение о прекращении публичного мероприятия и задержании граждан основывалось исключительно на формальной причине и не было обусловлено какой-либо насущной социальной необходимостью, так как протестующие не нарушали общественный порядок и не совершали иных порицаемых действий, считаю, что привлечение меня к ответственности только за факт участия (в том числе предполагаемого) в мирной демонстрации свидетельствует о нарушении статьи 11 Конвенции.
17. Формальная незаконность митинга стала единственным основанием для предъявления полицией требования о его прекращении и разгоне демонстрантов, а также основанием для привлечения граждан к ответственности в судебном порядке.
18. Обращаю внимание на то, что в Постановлении Большой Палаты Европейского Суда по правам человека по делу «Навальный против России» от 15 ноября 2018 г. уже было установлено наличие структурной проблемы в национальной правовой системе, регулирующей проведение публичных мероприятий, не включающей каких бы то ни было гарантий, ограничивающих усмотрение властей при вмешательстве в право на участие в мирных собраниях.
19. Европейский Суд по правам человека ранее также неоднократно устанавливал нарушения статьи 11 Конвенции в делах против России, в которых власти прекращали несогласованные демонстрации и принудительно доставляли их участников в отделы полиции, обосновывая вмешательство в конвенционно охраняемое право одной лишь формальной противоправностью собрания, выражающейся, по мнению властей, в отсутствии согласования.
20. Задерживая и удерживая меня в отделе полиции, а также вынося обвинительное постановление с назначением сурового наказания в моем отношении, государство преследовало единственную цель — наказать меня за участие в протестном собрании и произвести охлаждающий эффект (chilling effect) как непосредственно на меня, так и на других людей, предостерегая и отпугивая их от подобных действий, несмотря на то, что они охраняются положениями Конвенции. Власти сделали все возможное для того, чтобы продемонстрировать «опасность» участия в публичных политических мероприятиях. Ошеломляющий эффект санкций еще больше усилился из-за большого числа одновременных задержаний в разных городах России, что широко освещалось в средствах массовой информации.
21. Относительно действующего на момент описанных в протоколе событий запрета на проведение публичных мероприятий из-за распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19 отмечу следующее. Действительно, охрана здоровья граждан является одной из целей, преследуя которые, власти могут ограничивать право граждан на свободу собраний. Однако в каждой такой ситуации необходимо оценить, действительно ли власти преследовали эту цель и были ли меры ограничения свободы собраний адекватны преследуемой цели. Считаю, что разгон мирного митинга и возбуждение данного дела в моем отношении не преследовали какую-либо законную цель и были связаны не с охраной общественного порядка или с желанием властей защитить граждан от распространения коронавирусной инфекции, а с желанием наказать меня и других граждан за их политическую позицию. Подтверждением этого служит избирательный подход властей к оценке массовых мероприятий и других массовых скоплений людей: по всей стране сейчас работают торговые центры, театры, кинотеатры, спортивные залы и рестораны. Очевидно, что пребывание разреженных протестующих на улице для мирного выражения своего мнения является не более опасным с точки зрения распространения коронавирусной инфекции, чем открытые для публичного доступа мероприятия в закрытых помещениях. В действительности же гораздо больший риск распространения коронавирусной инфекции составило массовое доставление людей в отдел полиции, где они содержались в тесноте и духоте, без соблюдения социальной дистанции и без соблюдения самых элементарных санитарных требований. Задержание мирных протестующих, разреженно стоящих на открытом воздухе, отчетливо показывает реальную цель властей — наказание протестующих за их политическую позицию.
22. Все указанные выше обстоятельств произвели на меня сдерживающий эффект, вызывая страх перед наказанием за реализацию права на свободу выражения мнения и свободу собраний (§ 50 постановления Европейского Суда по правам человека от 4 апреля 2013 г. по делу «Резник против России»).
23. Я считаю, что мое превентивное задержание противоречит нормам как федерального законодательства, так и нормам международного права, имплементированным в российское право.

На основании указанного выше,

ПРОШУ:
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в моем отношении прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

* * *

Итогом же непосредственно текущего слушания стало очередное отложение заседания уже на 20-е февраля, так как Кирилл помимо всего прочего также является членом избирательной комиссии с правом решающего голоса по Мытищам и не может быть подвергнут административному наказанию в судебном порядке без санкции прокурора субъекта. Соответственно, судом будет сделан запрос в Прокуратуру.

Помимо текущего процесса также продолжил работу по апелляциям в Мосгорсуд. В свою очередь, завтра помогаю уже в Тверском районном суде столицы.

Сердечно благодарю всех Вас за поддержку, дорогие друзья! За Вашу и нашу свободу!

(с) Олег Филатчев